Поиск

среда, 19 мая 2010 г.

Концепция создания основ велокультуры на базе созданиия велоцентров в префектурах г. Москвы

Рассмотрение этого вопроса невозможно в отрыве от комплексного развития велоинфраструктуры. Поэтому я обязан вкратце объяснить некоторые узловые моменты, которые позволят достаточно ясно понять суть данной темы.
Велоцентры, на мой взгляд, являются важнейшим компонентом в составе комплексной  инфраструктуры, так как на них возложена задача по приобщению населения к здоровому образу жизни, повышения его физической активности и качества жизни посредством велосипеда.
По данным ассоциации содействия международному движению “Спорт для всех” (TAFISA) велоспорт занимает одно из ведущих мест среди самых  популярных и массовых видов спорта в мире. Но так как велосипед  одновременно является  тренировочным снарядом и  транспортным средством, то с ним не может соперничать ни один из видов спорта, занимающий более высокое место в этом списке. Поэтому мы считаем, что создание велоцентров является приоритетным и эффективным средством для массового приобщения людей к велодвижению. 
Цель Федеральных программ также состоит в том, чтобы сформировать здоровое и физически крепкое общество посредством систематических занятий ФК и спортом. Но  как конкретно решать эти задачи в этих программах не сказано. Предлагаемые нами велоцентры, входящие как структурные единицы в состав комплексной велоинфраструктуры, с успехом справятся с подобными задачами, так как предлагаемые нами спортивно-инновационные технологии, используемые в этих велоцентрах, касаются непосредственно детей, подростков и молодёжи и способны в короткие сроки сделать их физическое воспитание более привлекательным, а самое главное – более эффективным.
Велоцентры позволят скоординировать работу детских садов, школ, родителей и направить ее в спортивно-оздоровительной русло через занятия массовым велоспортом, велотуризмом и другими циклическими и игровыми видами спорта, популярными среди детей и молодежи. Такая разносторонняя подготовка возможна лишь в велоспорте, где специализация начинается гораздо позже, чем в других видах спорта. Учебные программы велоклубов будут адаптированы к работе с детьми различных возрастных групп и не будут ориентированы на узкую специализацию для достижения высоких спортивных результатов по велоспорту. Это позволит сформировать у наших воспитанников широкий спектр различных физических качеств, соответственно развить функциональные возможности организма, что явится неким гарантом здоровья. Это устранит тот дефицит двигательной активности, который необходим детям и молодежи для их сбалансированного развития и отсутствующий в школьной программе.
Многогранность спортивных и организационных возможностей велоцентров также позволят своевременно выявлять спортивно-одаренных учащихся в различных циклических видах спорта и предоставит им право перехода в специализированные ДЮСШ или возможность до окончания школы продолжать заниматься в спортивно- оздоровительных группах.
Велодорожки, соединяющие школы и жилые зоны, дадут возможность использовать велосипед не только как тренировочный снаряд, но и как доступное и неприхотливое транспортное средство, тем самым позволит им многократно увеличивать свою мобильность. Комплексная программа велоцентров совместно со  школой способна сформировать в сознании детей устойчивую потребность ведения здорового образа жизни, основанных на духовных принципах, что является одним из главных компонентов истинного здоровья человека и создаст устойчивую благоприятную среду для воспитания будущих поколений на основе уже сложившихся в обществе  спортивных традициях.

               Теперь, я думаю, пришла очередь рассмотреть вопрос о   велокультуре и ее влиянии на общество. На наш взгляд, без активного продвижения идей велокультуры немыслимо создать полноценного массового велодвижения  в России, даже в тех городах, где уже созданы и работают  общественные объединения «ВТС», «ФВРС» и другие организации, пытающиеся развить это движениеАктивно развивать его возможно лишь при наличии сети велоцентров, где в полной мере возможно осуществлять пропаганду, агитацию и проводить практические занятия и внедрять в сознание людей идеи ВЕЛОКУЛЬТУРЫ. А уже из воспитанников велоцентров и будут в дальнейшем формироваться  ряды сторонников велодвижения. В ином случае создаваемые и уже созданные  нами велодорожки будут пустовать. Надо четко понимать, что первичным в этом деле является не материальная сторона, не количество построенных спортивных объектов, а то, что творится в головах людей, их отношение к происходящим процессам. За примерами провальных программ, которые государство пыталось неоднократно проводить в стране, ходить далеко не надо. В недалеком советском  прошлом, было построено огромное количество всевозможных спортивных сооружений. Но конечная цель не была достигнута. Государство так и не смогло организовать в стране массового спортивного движения. И это произошло не из- за отсутствия средств или недостатка спортивных сооружений, а от отсутствия духовной составляющей в этом деле. Поэтому в продвижении своих идей по созданию массового велодвижения  мы в своей идеологии должны учитывать ошибки наших предшественников. А велокультура в этом  деле будет служит нам эффективным инструментов в достижении поставленной цели. Велоцентры или велоклубы нужны для того, чтобы в процессе систематических занятий по основам велоспорта у воспитанников сформировалась устойчивая мотивация ведения здорового образа жизни и возникло осознанное желание использовать велосипед не только как тренировочный снаряд, но и как уникальное и доступное транспортное средство, не оказывающее негативного воздействия на окружающую среду.  Без определенного минимума  знаний и глубокого духовного понимания смысла жизни очень трудно сформировать в умах людей устойчивую мотивацию, так как она требует от человека строгого соблюдения неких норм и правил, которые ограничивают его в обыденной жизни. Поэтому только  те мотивации, которые основаны на духовных принципах, остаются неизменными на протяжении всей жизни человека и приносят ему ощутимую пользу. В последние годы велокультура, как живой организм, претерпела ряд позитивных преобразований. Она из субкультуры, как части Физической культуры, выделилась и стала вполне самостоятельной. Она вобрала в себя не только совокупность неких ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, но и расширила свои границы на принципах гуманизма в сферах материальной, социальной и духовной деятельности человека. Велокультура в нынешних условиях становится одним из мостиков, через который человек способен благоприятно влиять на развитие нынешней антропогенной цивилизации в плане придания ей более одухотворенных свойств.
Ведь в двадцатом веке цивилизация в большей степени черпала из культуры ее технические компоненты, а не духовные, и это создало огромный дисбаланс, который  негативно повлиял на ее развитие. Это вылилось в непрекращающиеся войны, гонку вооружения, политические и экономические кризисы. Вот поэтому и должны лидеры всех государств, в первую очередь, продвигать и развивать те технические и социальные технологии, которые основаны на духовных принципах. Они и не позволят нашей цивилизации скатиться в пропасть. Ведь духовность - это особая деятельность сознания, направленная на постижение смысла жизни и ее целей. Духовно благополучным можно считать лишь тот тип деятельности, который соответствует общечеловеческим заповедям, закреплённым народной мудростью, для оптимального существования человека и общества. Противоположные мотивы деятельности относятся к сфере духовного неблагополучия. А они в настоящий момент преобладают в сознании наших людей и их практической деятельности. Поэтому пропагандируемая нами велокультура по своему духовному содержанию способна предложить нашему обществу гуманные инновационные социальные технологии, способные создать комфортную среду обитания человека без ущерба для экологии.
Такие технологии с успехом были осуществлены в ряде Европейских стран. Так, Дания за короткий промежуток времени посредством велокультуры смогла поменять в лучшую сторону  весь жизненный уклад целой страны, направив ее развитие в созидательное русло. В Европе  стало престижно развивать в городе велосипедную культуру, поскольку это значительная часть положительного образа жизни города.
Опыт Дании и Голландия показал, что в результате внедрения велокультуры только заболеваемость населения снизилась на 40%. И это не единственный и не главный показатель положительного влияния велокультуры на общество.


Комментариев нет:

Отправить комментарий